Каталог

Расширенный поиск


Новинки
Голосование
Нравится ли Вам наш сайт?
Очень нравится.
Нравится.
Неплохо.
Не нравится.
Так себе.
Облако тегов
загрузка флеш...
Дом музей марины Цветаевой

История дома, где прошла молодость Марины Цветаевой, началась в середине XIX века. Адрес «Борисоглебский, 6» включал в себя несколько строений, объединенных зеленым двором с колодцем и сиренью; два дома стояли по красной линии, два – в глубине двора. Были и хозяйственные постройки. Въезд во двор закрывали чугунные ворота.
     В 1844 г. был составлен план земельного участка в Борисоглебском переулке, принадлежавшего дочери гвардейского прапорщика Т.А. Арцыбашевой. На этом плане есть лишь правый дом по «красной линии», не сохранившийся до нашего времени. Он был двухэтажным, первый этаж каменный, второй – деревянный. Слева от него, на месте будущего «цветаевского» дома, разбит фруктовый сад.
     Следующей владелицей участка стала жена отставного подполковника А.Д. Собко. В 1859 г. она получила разрешение на строительство нового каменного дома, но этот план остался на бумаге. Через три года, в 1862 г., ей был выдан переработанный проект жилого двухэтажного каменного дома с подвальным жилым этажом и антресолями, подписанный старшим архитектором Никифоровым. Двухэтажный фасад был разбит на семь световых осей, центральную из которых венчал лучковый фронтон. Первый этаж украшал руст, профилированные карнизы отделяли первый этаж от второго и второй от крыши. Над невысоким крыльцом был устроен узорный чугунный козырек на тонких колоннах. Антресоли были устроены вдоль всего дворового фасада, со двора к дому примыкала двухэтажная деревянная пристройка с плоской крышей. Был отдельный вход со двора на второй этаж, впоследствии перенесенный в подвал; окно, выделяющееся по высоте на дворовом фасаде, указывает его прежнее расположение. Архитектор передал дому, рассчитанному на несколько семей, черты традиционного особняка – большие парадные залы с окнами по главному фасаду сочетались с маленькими помещениями с низкими потолками и маленькими окнами во двор. Боковой южный фасад дома с окнами разного размера и на разной высоте дает представление, как на срезе, о сложном устройстве дома.
     В 1875 г. домом владел уже коллежский советник А.А. Цветаев – однофамилец поэта. Его сын, Н.А. Цветаев, передал дом по наследству жене губернского секретаря М.Н. Каулиной-Вильсон в 1891 г. Через семь лет, в 1898 г. владелица продала дом жене коллежского асессора С.Н. Родионовой за 80 000 руб. В 1905 г. домом владела уже «вдова почетного гражданина» Г.А. Балашова, а с 1911 г. дом принадлежал И.К. Дмитриеву. Его наследники и сдали квартиру № 3 Марине Цветаевой. После революции у них, как у всех домовладельцев, были отняты имущественные права, и хозяевами стали жильцы, в т.ч. М.И. Цветаева.
     Сохранилась парадная лестница внутри дома из белого песчаника, с дубовыми перилами на литых чугунных балясинах. Полы на площадках выложены метлахской плиткой, двери, ведущие в квартиры на первом и втором этажах, были красного дерева. Межкомнатные двери имели накладные резные детали, полы были наборного паркета, потолки украшала лепнина. В период с 1899 по 1914 г. (точнее не установлено) была произведена значительная внутренняя перестройка, сообщившая, в частности, квартире № 3 ее знаменитую запутанность и волшебство. Были возведены новые перегородки в парадных залах, раздробившие большие объемы на малые, растесаны новые проемы, построен камин вместо печи. Дом электрифицировали, был проведен телефон.
     С 1920-х до 1980-х все квартиры в доме были коммунальными. В 1948 г. был проведен газ, а в середине 1950-х – центральное отопление вместо печного. В 1962 г. дом пережил грубый, варварский ремонт: был сбит лепной декор фасада, дубовые оконные рамы и двери заменены сосновыми, паркет застелен досками. Пристройка, в которой находилась детская, была полностью снесена и возведена заново.
     От неоднократных попыток сноса дом спасла московская общественность, объединившись вокруг его жительницы Н.И. Катаевой-Лыткиной, которая и стала инициатором сохранения дома ради создания музея. В 1986 г. выселенный дом взяла в аренду Центральная городская публичная библиотека им. Н.А. Некрасова. Проект научной реставрации дома и приспособления его под музей был разработан в архитектурной мастерской № 7 института «Спецпроектреставрация» под руководством заслуженного архитектора СССР В.А. Резвина. Управление госконтроля, охраны и использования памятников г. Москвы провело капитальный ремонт дома. Все внутренние перегородки были возведены из асбестобетона, взамен прежних воздуховодов на месте печей и каминов сделана новая вентиляционная система. В ходе реконструкции цветаевской квартире была возвращена планировка 1914 года, прочие помещения были приспособлены под хранилище Архива Русского зарубежья, научную библиотеку, концертный и выставочные залы, Турнирный зал поэтов. В 1990 г. Советский фонд культуры принял постановление о создании Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой». Открытие музея состоялось в 1992 г., в год 100-летия поэта. Через 2 года музей стал муниципальным, функции и полномочия Учредителя музея перешли к Департаменту культуры г. Москвы.