Каталог

Расширенный поиск


Новинки
Голосование
Нравится ли Вам наш сайт?
Очень нравится.
Нравится.
Неплохо.
Не нравится.
Так себе.
Облако тегов
загрузка флеш...
Дом-музей А.Н.Островского

В этом доме, расположенном на сквозном участке между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, в семье чиновника-юриста 31 марта /12 апреля/ 1823 г. родился Александр Николаевич Островский.

Экспозиция первого этажа Дома-музея состоит из столовой, спальни, кабинета Н.Ф. Островского, отца драматурга, и Красной гостиной.

Александр Николаевич принадлежал к среде небогатого духовенства. Его отец Николай Фёдорович был сыном протоиерея Благовещенской церкви в Костроме. После окончания духовной академии определился на службу, впоследствии занимался частной адвокатурой. Мать Островского Любовь Ивановна была дочерью пономаря и просвирни.

В комнатах, занимаемых ранее семьёй Николая Фёдоровича,  -  скромная обстановка. В кабинете, спальне, столовой разместилась мебель  -  секретер, кресла, кровать, ширма, буфет… На стене в столовой - портрет отца, в кабинете на столике секретера  - «Указатель законов Российской империи для купечества», раскрытый на первой странице, оплавленная свеча. В книжном шкафу те же книги, что и в библиотеке Николая Фёдоровича - классика, журнальная периодика, тома «Русского Феатра», содержащие лучшие пьесы XVIII в. В спальне на маленьком столике - расписная шкатулка драматурга.

Все эти экспонаты как бы воскрешают обстановку быта семьи Островских, позволяют лучше представить среду, в которой провёл Александр Николаевич своё детство.

В Красной гостиной, подобной тем гостиным, где драматург читал свои первые пьесы, запрещённые к постановке цензурой, помещены биографические материалы.

Представляют интерес рисунок Первой московской гимназии на Волхонке, автограф с просьбой о приёме на службу в Совестной суд, литография вида Воскресенской площади, оригинальные афиши 40-х годов XIX в.

Любопытен экземпляр «Московского городского листка» 1847 г. с первой публикацией Островского. С этого дня Александр Николаевич «стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё призвание».

Здесь же экспонируются портреты друзей Островского по «молодой редакции» журнала «Москвитянин», в котором в 1850 г. была напечатана пьеса «Свои люди — сочтёмся!»

Деревянная лестница с резными балясинами из сеней первого этажа ведёт на второй этаж, где посетитель оказывается в старой Москве: на картинах и гравюрах того времени  -  вид на Кремль со стороны Болотной площади, Александровский сад, Кузнецкий Мост, Марьина роща, Петровский парк.

Здесь же в верхних сенях - макет Малого театра, сделанный чиновником московской конторы И. Покровским в 1840 г. С ювелирной точностью воспроизведены в нём не только фасад, но и в «разрезе»: часть сцены и зрительного зала.

Одна из комнат Дома-музея посвящена сценической истории пьесы «Гроза». По обеим сторонам афиши 1859 г., извещающей о премьере Малого театра, представлены фотографии первых исполнителей «Грозы» в Малом и Александринском театрах. Среди них — Катерина — Л. Никулина-Косицкая и Ф. Снеткова; Тихон — С. Васильев и А. Мартынов; Кабаниха — Н. Рыкалова и Ю. Линская. Спектакль Малого театра имел огромный успех. «Гроза» гремит в Москве», — писала автору Л. Никулина-Косицкая, для которой была создана роль Катерины. Здесь же экспонируются эскизы костюмов и декорации А. Головина – художника яркой театральной выразительности -  к лучшей постановке «Грозы», состоявшейся в 1916 г. на сцене Александринского театра.

Анфилада комнат уходит вперёд — у каждой комнаты есть своя экспозиционная тема — цикл пьес «Замоскворечье», «Дворяне и чиновники», «Психологическая драма» /комната Ларисы/, «Актёрская комната».

В мир замоскворецкого жителя середины XIX в. вводят посетителя неоштукатуренные и неокрашенные брёвна стен, поблескивающее бело-голубым кафелем зеркало печи; стол, покрытый вышитой по плетению скатертью; пузатый медный самовар; резное деревянное блюдо для сладостей; фикус — на расписной подставке.

Центральное место в экспозиции занимают литография панорамы Замоскворечья и здесь же сосредоточены материалы по пьесам Островского замоскворецкого цикла.

Ломберный стол, покрытый зелёным сукном, бронзовые с позолотой шандалы с толстыми оплывшими свечами, настольный сейф с двойным дном вводят нас в уголок дворянского клуба, с которым был знаком Островский. Значительный интерес представляет фотография первого спектакля «Доходное место» с П. Садовским в роли Юсова. Здесь же материалы и по пьесам «На всякого мудреца довольно простоты» /1868/, «Бешеные деньги» /1870/, отличавшиеся острой социально-политической направленностью.

Познакомившись с миром дворян и чиновников, посетитель оказывается в одной из комнат, которую условно можно назвать комнатой Ларисы. Здесь его внимание привлечёт старинная гитара фирмы «Циммерман», настольная керосиновая лампа из литого белого металла с колпаком из тончайшего розового стекла, и, конечно же, портрет знаменитой В. Комиссаржевской — лучшей Ларисы, создавшей этот образ в 1896 г. «Большие выразительные глаза Комиссаржевской, — рассказывал Ю. Юрьев в своих «Записках», — излучавшие всю глубину таившихся в ней переживаний, с ясностью доносили до нас драму мятущейся души Ларисы. Перед нами не терпящая никакой зависимости, рвущаяся на волю из клетки молодая жизнь. Вся она подобна пойманной степной птице, разбивающей в кровь свои крылья о железную решётку, преграждающую ей путь к простору».

Значительное место в экспозиции отведено теме «Общественная жизнь А. Н. Островского». Современники называли Островского «рыцарем театра». Глубокое знание актёрского быта, жизни сцены, актёрской психологии помогло ему создать пьесы, посвящённые теме театра: «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». «Все лучшие мои произведения, — писал Островский в письме к М. Савиной, — написаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». М. Савиной драматург посвятил «Дикарку». Н. Никулиной — «Воспитанницу», Г. Федотовой — «Василису Мелентьеву», П. Садовскому — «Бедность — не порок». Прообразом Несчастливцева в пьесе «Лес» явился крупнейший провинциальный актёр Н.Х. Рыбаков, для К.Н. Рыбакова была написана роль Незнамова в пьесе «Без вины виноватые».

На пьесах Островского — сценически действенных, художественно многообразных, отличавшихся яркой языковой характеристикой, воспитывались многие поколения актёров. Драматург принимал активное участие в постановках своих пьес, создавая новый реалистический стиль актёрского исполнения и постановочного искусства. А. Н. Островский писал: «Я близко сошёлся с артистами и всеми силами старался быть им полезным своими знаниями и способностями». В экспозиции представлен групповой портрет труппы Малого театра 1879 г.: Г. Федотова, М. Ермолова, И. Самарин, А. Ленский, Н. Никулина, Н. Музиль и другие. Здесь же личные вещи и театральный реквизит этих основателей русской школы актёрского искусства.

Специальный зал экспозиции посвящён сценическому воплощению пьес Островского на сцене послереволюционного театра. В числе постановок, представленных на ней, спектакли корифеев режиссуры - К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, а также постановки Б. Бабочкина, Л. Варпаховского, Ю. Завадского, Ф. Каверина, А. Лобанова, Н. Охлопкова, И. Платона, Н. Хмелёва. На образах драматургии Островского воспитывалось не одно поколение замечательных мастеров отечественной сцены.